Московская городская Дума приняла в первом чтении законопроект о бюджете столицы на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов

В ходе дистанционного заседания столичного парламента, которое состоялось 18 ноября, принят в первом чтении проект закона города Москвы «О бюджете города Москвы на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов». Депутаты Мосгордумы и представители городской исполнительной власти подчеркнули, что приоритетами бюджетной политики остаются развитие инфраструктуры мегаполиса и выполнение социальных обязательств перед жителями.

 

Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов города Москвы Елена Зяббарова:

 

«С начала года весь мир, наша страна и наш город противостоят глобальному вызову. Пандемия новой коронавирусной инфекции оказала сильнейшее влияние на все стороны общественной жизни, социальную сферу, экономику и, как следствие, на городской бюджет. План текущего года по доходам не будет выполнен более чем на 10%. И впервые за долгое время произойдет снижение доходов городского бюджета даже в номинальном выражении.

 

С марта 2020 года Правительство Москвы и Правительство Российской Федерации проводят реализацию масштабных мер по поддержке экономики. Их общий объем для бюджета города превышает 109 млрд руб. Антикризисную поддержку получили более 45 тыс. компаний. Благодаря своевременным действиям удалось предотвратить развитие ситуации по более негативному сценарию и сохранить экономический потенциал города. Во второй половине года фиксируется восстановительный рост экономики и поступлений в бюджет города.

 

На предстоящие три года документ сформирован на основе базового сценария прогноза социально-экономического развития Москвы, который предусматривает стабилизацию и дальнейшее постепенное восстановление экономической активности при сохранении низких темпов инфляции. Представленный к рассмотрению проект бюджета обеспечивает приоритетность социальных расходов, безусловное выполнение принятых городом обязательств, значительный рост расходов на здравоохранение, наличие средств на развитие города, сохранение устойчивости городской бюджетной системы.

 

В предстоящие три года проектом предусмотрены следующие объемы доходов: 2021 год – 2 трлн 642,7 млрд руб., 2022 год – 2 трлн 895 млрд руб., 2023 год – 3 трлн 161,3 млрд руб. Более 45% в структуре доходов занимает налог на доходы физических лиц. Он является наиболее стабильным источником, его динамика зависит от фонда оплаты труда, который ежегодно растет за счет создания новых рабочих мест, легализации рынка труда и роста заработной платы. Объем поступлений по НДФЛ по итогам 2020 года оценивается всего на 1,4% ниже запланированного в бюджете. В предстоящие три года, с учетом прогноза положительной динамики заработной платы и увеличением количества занятых в экономике, средний темп роста поступлений по НДФЛ прогнозируется на уровне 7,4% в 2021 году и далее – более 8% ежегодно.

 

Налог на прибыль формирует около трети доходов бюджета. В текущем году объемы поступлений по налогу на прибыль, базой для которых являются финансовые результаты деятельности организаций, существенно снизились. В целом по итогам года ожидается, что налог на прибыль организаций поступит в городской бюджет в объеме 763,1 млрд руб., что почти на четверть меньше запланированного в бюджете. Основной причиной этого является сокращение платежей от организаций нефтегазовой отрасли в 2,3 раза и банковско-кредитного сектора, доходы которых отличаются высокой чувствительностью к конъюнктурным факторам».

 

Как отметила докладчик, расходы бюджета на 2021 год запланированы на уровне показателей бюджета на 2020 год, их объем составит 3 трлн 152,8 млрд рублей. В 2022 году – 3 трлн 235,6 млрд руб., а на 2023 год – 3 трлн 344,7 млрд руб. В бюджете сохраняется высокая доля программных расходов: на финансирование 13 государственных программ планируется направить 93% общих расходов. При этом социальная направленность бюджета остается ключевым приоритетом бюджетной политики Правительства Москвы. В условиях отсутствия возможностей для роста общего объема расходов обеспечено увеличение социальных расходов и в абсолютном, и в относительном выражении. Их доля на 2021 год возросла до 56%. В абсолютном значении это почти 1,8 трлн рублей, а с учетом средств фонда ОМС – 2,1 трлн рублей. Елена Зяббарова подчеркнула, что опережающими темпами увеличивается финансирование всех социальных программ, среди которых «Столичное здравоохранение», «Столичное образование», «Развитие культурно-туристической среды и сохранение культурного наследия», «Спорт Москвы» и «Жилище».

 

«Я привела эти темпы роста к уровню бюджета текущего года. Но, пожалуйста, вспомните, год назад мы и бюджет на 2020 год принимали с существенным ростом расходов именно по этим социальным программам. Расходы на программу здравоохранения были увеличены более чем на 30%, на программу образования – на 26%, на программу социальной поддержки – более чем на 19% к уровню 2019 года. Таким образом, совокупный рост расходов за два года на здравоохранение увеличился практически в 1,5 раза, на образование – на треть, а на социальную поддержку – более чем на четверть.

 

Важнейшей задачей в условиях преодоления последствий пандемии является социальная поддержка жителей города. Она будет осуществляться в том числе в виде адресной социальной помощи гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, социальной поддержки гражданам, потерявшим работу, выплат малообеспеченным семьям с детьми и в других формах. Всего на оказание мер социальной поддержки жителей Москвы в денежной и немонетизированной форме в бюджете на 2021 год предусмотрено 529 млрд руб., по сравнению с текущим годом расходы увеличиваются на 6,0%», – пояснила руководитель Департамента финансов города Москвы.

 

Елена Зяббарова также отметила, что в проекте бюджета предусмотрены средства на финансирование развития города. Более 19% расходов предлагается направить на обеспечение Адресной инвестиционной программы. Приоритетными направлениями бюджетных инвестиций остается транспортная система столицы. Создание и модернизация транспортной инфраструктуры – один из важнейших инструментов стимулирования экономического роста и повышения качества жизни горожан. Капитальные вложения в ее развитие составят за 3 года 1 трлн 253,5 млрд руб.

 

«Подводя итог, отмечу, что расходная часть бюджета сформирована в соответствии с целями государственных программ Москвы и с учетом необходимости обеспечения устойчивости бюджетной системы города», – заключила докладчик.

 

Председатель комиссии МГД по экономической и социальной политике Людмила Гусева, фракция партии «Единая Россия»:

 

«Не будет преувеличением сказать, что текущий год ознаменовался чередой самых неблагоприятных событий. Это, в первую очередь, распространение коронавирусной инфекции и негативная ситуация на рынке углеводородов, высокая волатильность курса национальной валюты, повышение уровня инфляции и ряд других негативных факторов. Они существенно повлияли на основные макроэкономические показатели, сформировали новую реальность и обстоятельства, с которыми мы вынуждены считаться.

 

Также очевидно, и мы могли в этом убедиться в ходе всестороннего обсуждения на комиссиях Московской Думы, что представленный на рассмотрение проект бюджета является основательным и проработанным документом, который предусматривает финансирование комплекса мер, необходимых для достижения главных целей, обозначенных Президентом Российской Федерации в июльском Указе «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года».

 

Представленный проект отвечает критериям сбалансированности и устойчивости. Доходы бюджета на следующий год прогнозируются в объеме почти 2,6 трлн руб. Доля налоговых поступлений составит порядка 92%. Это традиционный для города показатель, половина которого – это поступления по налогу на доходы физических лиц и треть – от налога на прибыль организаций. По двум указанным источникам ожидается рост поступлений в течение всего трехлетнего периода. Его основой станет реальный сектор, сфера торговли и услуг, инвестиции. Отрасли общественного питания, логистика и индустрия гостеприимства также внесут весомый вклад в восстановление экономики.

 

Подводя итоги в части доходов бюджета, необходимо отметить, что в результате многолетней совместной работы Московской городской Думы и столичного Правительства по совершенствованию налоговых механизмов и развитию наиболее значимых отраслей удалось создать устойчивую структуру источников бюджетных поступлений. В совокупности со своевременно принятыми мерами поддержки это позволило стабилизировать экономическую ситуацию в городе на фоне пандемии».

 

По мнению Людмилы Гусевой, представленный законопроект является бюджетом развития, так как включает в себя Адресную инвестиционную программу. Она предусматривает строительство объектов городской социальной и транспортной инфраструктуры: детских садов, школ, больниц, поликлиник, дорожных магистралей, линий метро, реализацию программы реновации жилищного фонда столицы, проведение капитального ремонта и переоснащение современным оборудованием социальных учреждений, а также закупку нового подвижного состава и многое другое.

 

«Очевидно, что в таком крупнейшем мегаполисе, каким является Москва, были и есть нерешенные проблемы, и только совместными последовательными усилиями Правительства города, Московской городской Думы и делового сообщества нам удастся их решить. Это наша общая задача. И главное – это гарантии стабильности и надежности для жителей и бизнеса.

 

Подводя итоги вышесказанному: у нас есть все основания поддержать проект бюджета в первом чтении, поработать в режиме поправок и принять качественный и основательный документ», – завершила свое выступление содокладчик.

 

Заместитель Председателя Московской городской Думы, руководитель фракции партии «Единая Россия» в Мосгордуме Степан Орлов:

 

«Бюджет Москвы – концентрированное выражение экономической, социальной и инвестиционной политики города. 2020 год – не просто високосный, но и самый тяжелый во всем мире. Многие мегаполисы находятся в масштабнейшем экономическом кризисе, а некоторые – на грани дефолта. Москве пока удалось выстоять. На вчерашний день, по данным открытых источников, уже собрано около 80% запланированных доходов. Это результат грамотных действий Правительства Москвы по снижению негативного воздействия пандемии и снижению цен на энергоресурсы, экономической, налоговой, инвестиционной и бюджетной политики последних нескольких лет. Мы создали запас прочности и благодаря этому выполнили все социальные обязательства. Мы помогаем наиболее нуждающимся и продолжаем развивать город. Эти тенденции нашли отражение в проекте бюджета на предстоящую трехлетку.

 

По традиции, он остается социальным. На эти цели направляется 56% всех расходов, а со средствами ОМС – более 60%. Да, приходится сокращать финансирование некоторых статей. Но в нынешних условиях это оправдано.

 

На прошлом заседании Думы по инициативе фракции «Единая Россия» были приняты изменения в Закон № 70 в связи с установлением новой категории «дети войны». Это было поддержано абсолютно всеми фракциями. И очень важно, что средства на это вошли в структуру будущего бюджета. Более того, если в текущем году финансовые выплаты получали москвичи, родившиеся в период с 01 января 1928 года по 03 сентября 1945 года, то в проекте бюджета на 2021 год – с 04 сентября 1927 года. А это еще несколько тысяч заслуженных москвичей.

 

Тем не менее, бюджет остается и бюджетом развития, пандемия не смогла затормозить движение вперед. Поэтому фракция партии «Единая Россия» будет голосовать за проект в первом чтении».

 

Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «Единая Россия»:

 

«Мосгордума в первом чтении рассмотрела проект закона «О бюджете города Москвы на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов». Бюджет Москвы программный, сбалансированный с точки зрения социальных и инвестиционных расходов. В приоритете – поддержка москвичей и развитие здравоохранения. Столица в полном объеме выполняет все принятые ранее социальные обязательства перед жителями города и финансирует дополнительные расходы по противодействию пандемии.

 

Предварительно законопроект прошел обсуждение в профильных комиссиях столичного парламента, было принято решение рекомендовать его принять в первом чтении. Сейчас идет конструктивная работа с исполнительной властью, у депутатского корпуса есть свои предложения и поправки, которые будут проработаны ко второму чтению.

 

Напомню, что предметом рассмотрения в первом чтении являются основные характеристики бюджета города: общий объем доходов, расходов, дефицит, источники формирования доходов бюджетов муниципальных образований, программы государственных внутренних и внешних заимствований и государственных гарантий города Москвы. Расходы столицы в будущем году составят 3,1 трлн рублей, доходы – 2,6 трлн рублей, размер дефицита – 510 млрд рублей.

 

Отмечу содержание ключевых направлений. Более половины бюджета идет на «социалку» – здравоохранение, социальную поддержку, образование, культуру и спорт.

 

В 2021-2023 годах на реализацию госпрограммы «Социальная поддержка жителей города Москвы» предусмотрено 1 трлн 756 млрд рублей. В будущем году эта сумма составит 569 млрд рублей. Каждый третий житель нашего города, а это более 4,5 миллионов человек, получают меры поддержки от города. Среди основных приоритетов: поддержка старшего поколения, инвалидов, семей с детьми и детей-сирот, москвичей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, безработных. Особое внимание – старшему поколению, ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, «детям войны». Помимо денежных выплат город гарантирует льготы по ЖКХ, проезду в транспорте, медицинскому и социальному обслуживанию. За каждой суммой в строке бюджета мы видим человека. Так, с 2021 года минимальная пенсия москвича составит 20 220 рублей.

 

Расходы на здравоохранение в 2021 году будут рекордно высокими – более 741 миллиарда рублей. Это связано с необходимостью модернизировать систему здравоохранения и подготовить столицу к новым вызовам, чтобы максимально сохранить жизнь и здоровье жителей. Около половины этих средств составляет Московский городской фонд обязательного медицинского страхования. Важнейшими задачами в 2021 году остаются обеспечение доступности и качества медицинской помощи по приоритетным направлениям: реализация мер по борьбе COVID-19, профилактика, онкология, сердечно-сосудистые заболевания, высокотехнологичная помощь. Москва в настоящее время располагает лучшими ресурсами для борьбы с коронавирусной инфекцией, есть неснижаемый запас лекарственных препаратов для лечения и диагностики.

 

Как и в предыдущие годы, значительная часть бюджета на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов составит «бюджет развития». Финансирование Адресной инвестиционной программой Москвы в течение ближайших трёх лет запланировано в объёме 1 трлн 787 млрд рублей. (из них на 2021 год – 604,9 млрд. руб.). Ключевым проектом ближайшей трехлётки станет Большая кольцевая линия столичного метро, которое увеличится на 70 км линий, 31 станцию и 3 депо.

 

Что касается объектов здравоохранения, то их в столице в течение трёх лет появится ещё 64. Город построит 29 новых физкультурных комплексов с бассейнами, 59 школьных зданий и 32 детских сада.

 

В плановом режиме будут исполняться социальные обязательств перед очередниками и участниками программы реновации, на которую предусмотрено отдельное финансовое обеспечение в объёме 316 млрд рублей. В Москве будет возведено порядка 770 новых объектов. Такой объём инвестиций позволит сохранить темпы строительства, достигнутые в докоронавирусный период».