Мосгордума приняла ежегодный отчет Мэра Москвы о результатах деятельности столичного правительства

Мосгордума заслушала и приняла ежегодный отчет Мэра Москвы Сергея Собянина о результатах деятельности столичного правительства. Соответствующее постановление было принято в ходе заседания городского парламента.

«Предлагается принять к сведению отчет Мэра Москвы о результатах деятельности Правительства Москвы, продолжить координацию действий Московской городской Думы и Правительства Москвы по решению вопросов, отмеченных в ежегодном отчете Мэра Москвы о результатах деятельности правительства Москвы», – сказал Председатель столичного парламента Алексей Шапошников.

Мэр Москвы Сергей Собянин:

«Выступление в Московской городской Думе я обычно посвящаю планам развития экономики и социальной сферы Москвы. Сегодня об этом тоже пойдет речь, но по понятным причинам главное место в отчете займет тема борьбы с пандемией.

Коронавирус – исключительный вызов 

В 2020 году наш город, страна и все человечество столкнулись с исключительным вызовом – эпидемией, которую мир не знал, наверное, последнюю сотню лет. Пандемия коснулась почти каждой семьи и стала настоящим испытанием для всего общества. Испытанием системы управления, экономики, медицины. Испытанием на стойкость, выносливость и сострадание.

За 10 месяцев мы прошли путь, который стоит многих тяжелых лет. Пандемия – это беда, которую можно победить только вместе, отбросив бюрократические проволочки и шелуху бумажного регулирования. И, главное, для победы необходима поддержка москвичей. Именно поэтому в основе наших действий всегда были максимальная открытость и детальное объяснение происходящего.

Решения, которые мы принимаем в период пандемии – это безотлагательные решения, но в то же время, это решения, основанные на опыте других стран, регионов, городов и анализ наших возможностей.

Пандемия стала жестким экзаменом на прочность и эффективность всей системы управления города. Уже в конце февраля стало ясно, что жить как обычно дальше нельзя. Но в то же время объявлять режим чрезвычайной ситуации значило полностью отменить права и свободы граждан и полностью обрушить любую обычную жизнь. Режим повышенной готовности, в рамках которого Москва живет уже 10 месяцев, стал тем самым оптимальным путем здравого смысла. С одной стороны, он позволил принимать необходимые решения, но с другой, мы сохранили нормальную городскую жизнь, насколько это было возможно в складывающейся ситуации.

Для перехода на новый принцип управления и функционирования Правительству Москвы потребовались буквально считанные дни. Во многом это стало возможным благодаря множеству сложных и порой непопулярных решений, которые были приняты в предыдущие годы.

Образование: мы не зря создавали “Московскую электронную школу” 

Больше миллиона школьников перешли на дистанционное обучение всего за неделю и нормально завершили учебный год. ЕГЭ выпускники сдали не хуже, чем в прошлом году и в большинстве своем успешно поступили в вузы. Значит, мы не зря создавали “Московскую электронную школу”. Хотя у этого проекта было немало противников.

Городские службы справились с огромным объемом задач по дезинфекции больниц, жилых домов, улиц, а также ремонтом и приспособлением под лечение ковида больниц и обсерваторов.  Значит, мы не зря создавали мощные оснащенные качественной техникой городские учреждения «Жилищник», автомобильные дороги, ремонтные подразделения.

Общественный транспорт справился с уникальной задачей 

Современный общественный транспорт справился с уникальной задачей – в разы снизить объемы перевозки, одновременно сохраняя частоту движения автобусов и поездов.  Значит, мы не зря внедряли новую модель организации работы наземного транспорта и централизованную систему управления перевозками.

Информационные технологии оказались незаменимыми, когда в кратчайшие сроки потребовалось выплатить материальную помощь миллионам горожан и организовать контроль соблюдения режима самоизоляции. Значит, мы не зря развивали электронные услуги и другие системы смартсети.

Новая индустриализация Москвы позволила оперативно наладить выпуск лекарств и средств индивидуальной защиты

Промышленный блок в считанные дни организовал выпуск и закупку лекарств, средств индивидуальной защиты и другого необходимого оборудования. Это стало наиболее убедительным доказательством, что новая индустриализация Москвы не мечта, а уже реальный факт.

Очевидно, что создание эффективных систем управления и мощных социальных отраслей является основой для борьбы с экстремальными ситуациями, в том числе и с пандемией.

Оперативность управления: решения, которые раньше обсуждались годами, теперь принимаются за сутки  

В обычные времена мы имеем разный масштаб решаемых задач, разную скорость принятия решений и серьезно отличающиеся подходы к возникающим проблемам. В марте 2020 года все это изменилось. Согласования, на которые раньше тратили месяцы, сегодня требуют одного телефонного звонка. Решения, которые разрабатывались годами, сейчас принимаются за сутки.

В рамках Координационного штаба Правительства РФ в постоянном режиме идет обсуждение и принятие необходимых решений. Происходит взаимодействие между федеральными ведомствами и регионами.

Экономика города выдержала удар благодаря запасу прочности 

Распространение заболевания нанесло значительный ущерб экономике, точные размеры которого еще предстоит подсчитать. Серьезные потери понесли торговля, сфера услуг, культура, туризм, индустрия спорта, отдых и развлечения, а также другие важнейшие отрасли экономики Москвы.

Ощутимо сократились реальные доходы многих граждан. Тысячи людей потеряли работу или были вынуждены закрыть свой бизнес. По последним оценкам, потери городского бюджета в 2020 году превысят колоссальную цифру – 600 млрд рублей. Из них порядка 300 млрд рублей составляют выпадающие доходы и еще свыше 300 млрд – вынужденные и незапланированные расходы на борьбу с пандемией.

Потери, действительно, очень большие, но благодаря запасу прочности, созданному в прошлые годы, экономика города выдержала этот удар.

Пандемия не остановила реализацию ключевых проектов развития города 

Мы не только совершали вынужденные расходы, но и выполнили все социальные обязательства перед москвичами. Более того, пандемия не остановила реализацию ключевых проектов развития. Город продолжает строить жилье, школы, больницы, метро, дороги и другую инфраструктуру, улучшающую повседневную жизнь москвичей.

Хотя туристический поток сократился, в 2020 году Москву посетили порядка 7 млн гостей. Все отрасли продолжают функционировать и как общий результат в 2020 году инвестиции в экономику Москвы не только не сократились, но даже немного подросли – примерно на 2%, превысив сумму в 3 трлн рублей.

Наши конкурентные преимущества – готовность к инновациям, глубокой диверсификации, интеграции в глобальную экономику, развитый финансовый рынок и, в первую очередь, хорошо образованное, активное и предприимчивое население, тоже никуда не исчезли. Поэтому пессимизм по поводу перспектив развития города считаю неуместным. Но также неуместна и безрассудная эйфория. Экономика будет восстанавливаться, но это произойдет не само по себе.

Правительство часто упрекают в том, что дефицит городского бюджета в 2021 году может превысить 500 млрд и покрывать его придется путем заимствований. Мне тоже не нравятся займы. За 10 лет работы Мэром Москвы мы сократили объем государственного долга в 10 раз.  Напомню, что 10 лет назад Москва имела долг около 700 млрд рублей в нынешних ценах. Тем не менее, мы за эти годы рассчитались с этим долгом.

Сегодня нам предлагают другие альтернативы, кроме займа, но по сути, только одну – радикально сократить Адресную инвестиционную программу и другие проекты развития. Это значит заморозить строительство дорог и метро, отказаться от капитального ремонта школ и медицинских учреждений, приостановить реализацию программы реновации, не покупать новые электробусы, вагоны метро. Это простое и, на первый взгляд, очевидное решение. Какое-то время без этих программ, конечно, можно прожить. Но что мы получим, если последуем этому совету? Сокращение государственных инвестиций в инфраструктуру приведет к снижению общей инвестиционной активности и, в конечном счете, к деградации города и сокращению доходов в бюджет. Тогда нам придется еще больше резать расходную часть. Не только отказываться от инвестиций, но и снижать число социальных программ. Запустить спираль сокращения инвестиций бюджетных расходов очень легко, а вот вернутся на траекторию роста будет непросто.

Благодаря взвешенной, эффективной бюджетной политике прошлых лет, Москва является надежным и первоклассным заемщиком. Мы сможем занять необходимые ресурсы под низкий процент. Долговая нагрузка на бюджет не будет критичной. Поэтому в нынешних условиях заимствование на цели развития – это оптимальный путь, по которому идет не только Москва, но и большинство других регионов.

Поддержка бизнеса: главное – возможность работать 

Конечно, стимулирование экономики в нынешний период не должно ограничиваться только инфраструктурными проектами. В поддержке нуждается и пострадавший бизнес.

Чтобы помочь предпринимателям сохранить свое дело и трудовые коллективы, Правительство Москвы сформировало четыре пакета антикризисных мер. Помощь получили около 50 тысяч предприятий, на которых работает почти 800 тысяч человек. На основе предложений предпринимательского сообщества мы начали реализацию программы «13 субсидий», в рамках которой малый и средний бизнес может получить средства на приобретение нового оборудования, продвижение своей продукции внутри страны и за рубежом. Мы также запустили городскую кредитную программу, в рамках которой предприятия могут реструктурировать старые займы и получить новые стабилизационные кредиты под процент в полтора – два раза ниже рыночных ставок. Этими мерами помощи уже воспользовались более 13 тысяч предпринимателей. С учетом большой востребованности, программа будет сохранена и в 2021 году.

Но главной мерой поддержки все-таки являются не бюджетные вливания и льготы, а возможность работать без карантинных ограничений и масштабных локдаунов. Мы так и стараемся делать. Можно было бы закрыть всю деятельность в городе и эпидемия, наверное, резко пошла бы на спад. Но какова была бы цена? Миллионы безработных, обнищание людей, разорение предприятий. Поэтому мы воздерживаемся от таких радикальных мер до последнего. При этом мобилизуем максимально всю систему здравоохранения.

Уверен, что принятые нами решения сработают и в 2021 году экономика Москвы начнет возвращаться к устойчивому росту. Также очевидно, что в ближайшие несколько месяцев мы будем жить в условиях относительно мягких, но все же ограничений. И вся мировая экономика по-прежнему будет испытывать потрясения. Правительство Москвы продолжит мониторинг ситуации в пострадавших отраслях экономики и при необходимости будет продлевать действующие или вводить новые меры поддержки.

Спасибо врачам! Система здравоохранения продемонстрировала готовность к масштабным вызовам. Решения, вызывавшие критику, спасли десятки тысяч жизней 

Главный удар приняла на себя система здравоохранения. Насколько она оказалась готовой? Для спасения жизней людей потребовались аппараты ИВЛ. В прошлые годы мы в плановом режиме закупили более 3 тысяч единиц техники. Именно поэтому даже на пике пандемии врачам не пришлось принимать кошмарные решения, кого будем, а кого не будем спасать, как это было в некоторых странах.

Для лечения на дому потребовалась телемедицина. Мы смогли развернуть ее благодаря заранее созданной системе ЕМИАС с электронными картами пациентов. Правительство Москвы раньше критиковали за реформу здравоохранения, но если бы мы оставили сотни маломощных разрозненных поликлиник, ни о какой четко выстроенной системе помощи пациентам в период пандемии говорить бы не пришлось. Благодаря созданию на их основе сильных амбулаторных центров, оснащенных компьютерными томографами, всем необходимым оборудованием, мы обеспечили массовую КТ-диагностику и маршрутизацию, а значит и своевременное оказание помощи тысячам людей.

Крупные многопрофильные стационары оказались готовы к тому, чтобы оказать помощь всем пострадавшим от пандемии, сохранив при этом объемы плановой и экстренной помощи по другим заболеваниям. А когда понадобились дополнительные мощности, комплекс городского хозяйства, стройкомплекс Москвы справились с этой задачей в кратчайшие сроки.

В отличие от многих стран мира, резервные госпитали, созданные за считанные недели, обладают всеми возможностями современной городской больницы, включая реанимацию, кислород, лаборатории и другую технику. А новый госпиталь в Вороновском, построенный всего за 34 дня, прослужит несколько десятилетий. Решения, за которые нас критиковали, в экстренной ситуации спасли десятки тысяч людей.

Самое главное – в период пандемии профессионалами с большой буквы проявили себя медицинские работники Москвы. Их искренняя преданность делу, достойная оплата труда, создание условий для профессионального роста и дополнительная поддержка медиков в нынешний сложный период стали основой борьбы с пандемией. Сегодня я хочу еще раз сказать спасибо врачам, медсестрам и всем медицинским работникам Москвы, которые уже почти год самоотверженно борются за здоровье и жизни москвичей.

Социальная защита: никто не остался без помощи 

Система социальной защиты Москвы в одночасье получила сотни тысяч новых подопечных. Благодаря подвижническому труду социальных работников, волонтеров и просто неравнодушных людей система выдержала это испытание. Без помощи и поддержки не остался ни один москвич.

В дни пандемии на 100% сработали принципы, которые мы закладывали в проекты модернизации городских социальных служб: гибкость, оперативность и нацеленность на решение проблем конкретных людей. Огромное спасибо всем, кто помогает старшему поколению с доставкой продуктов, решением бытовых проблем и просто добрым словом, которое часто бывает важнее, чем материальная поддержка. Москва располагает самой мощной и разветвленной системой соцзащиты в стране, которую мы сохраним несмотря на любые проблемы и дефициты.

Самое главное – москвичи, без поддержки и доверия которых никакая борьба с коронавирусом была бы невозможна. Понятны усталость и тревога, которые испытывают многие люди, но в то же время большинство москвичей нашли в себе силы изменить привычный образ жизни и добросовестно соблюдать ограничения. Пандемия заставила людей сохранять социальную дистанцию, но она же сплотила семьи, трудовые коллективы и городское сообщество в целом.

Сегодня мы говорим спасибо учителям, работникам ЖКХ, торговли, курьерам, строителям и активистам некоммерческих организаций, тысячам других незаметных героев, каждый из которых на своем месте помогает горожанам пережить трудные дни. Очень бы хотелось, чтобы система солидарности и взаимопомощи, рожденная в этом году, сохранилась в нашем городе как можно дольше.

Вакцинация станет доступной для всех жителей Москвы. С ее помощью мы победим болезнь, как побеждали любые напасти 

Общими усилиями мы добились серьезных успехов в борьбе с пандемией. В отличие от весны, сегодня город живет в условиях минимальных ограничений. Тем не менее, расслабляться пока рано, каждый день выявляются тысячи новых случаев заболевания, в больницах находятся около 12 тысяч человек.

В конце ноября Правительство Москвы завершило подготовку инфраструктуры для массовой вакцинации, включая прививочные пункты, складские помещения, рефрижераторы и холодильники для доставки и хранения вакцины. На закупку первых партий вакцины выделено экстренное финансирование из резервного фонда, а в бюджете 2021 года предусмотрены целевые средства в размере 10 млрд рублей. Через несколько дней в технополисе «Москва» заработает завод по производству вакцины.

Сегодня прививку уже могут сделать работники образования, медицины, культуры, МФЦ, торговли и городских социальных служб. По мере поступления новых партий вакцины перечень категорий населения, которые могут сделать прививку, будет расширяться. Надеюсь, что в течение ближайших недель вакцинация станет доступной для всех жителей Москвы. И только после массовой вакцинации мы сможем надеяться на полное возвращение к нормальной жизни. В любом случае, мы победим эту болезнь, как всегда побеждали любые напасти и становились только сильнее.

Приоритеты развития здравоохранения остаются неизменными 

Приоритеты в целом остаются неизменными, несмотря на все проблемы. Но с учетом последствий пандемии ряд корректив все же необходимо сделать. Прежде всего, в части сроков реализации конкретных проектов.

Приоритет номер один – это развитие здравоохранения. С учетом средств ОМС в бюджете 2021 года здравоохранение стало крупнейшей городской программой и останется таковой на протяжении ближайших лет. Мы продолжим реализацию ключевых проектов повышения качества и доступности современных видов лечения сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. В частности, будет расширен доступ пациентов к современным видам лекарственной и лучевой терапии.

Будет продолжено и внедрение московского стандарта амбулаторной помощи, в рамках которого планируется обеспечить шаговую доступность наиболее востребованных специалистов и максимальный комфорт обслуживания в поликлиниках. На следующей неделе после реконструкции будут открыты первые обновленные поликлиники. А всего до 2023 года мы проведем реконструкцию 135 поликлиник. Также будут выполнены и ранее намеченные планы строительства и реконструкции корпусов городских стационаров, таких как Боткинская больница, центр им. Логинова, Детская больница св. Владимира, медицинского центра в Коммунарке, инфекционной больницы №1 и ряда других.

Развитие получат цифровые сервисы здравоохранения. По мере накопления опыта будет расширено применение искусственного интеллекта, компьютерного зрения для своевременной диагностики легочной патологии и онкозаболеваний. Стандартом работы врачей станет использование системы поддержки принятия клинических решений, цифрового помощника, посредством которого доктора могут точнее ставить диагнозы, назначать необходимые обследования и препараты.

Новые сервисы появятся и в электронной медицинской карте, которой пользуются уже более 1,5 млн москвичей. Мы сохраним и расширим возможности использования технологий телемедицины, что позволит решить многие проблемы со здоровьем в режиме онлайн. Это, конечно же, не заменит личные консультации и проведение диагностических исследований в больницах.

В ближайшие три года мы проведем полное переоснащение городских поликлиник и больниц самой современной техникой. Всего будет закуплено свыше 6 тысяч единиц оборудования: несколько десятков ангиографов, сотни КТ и МРТ, тысячи аппаратов УЗИ, маммографов, томографов и другой диагностической техники. В отличие от прошлых лет мы полностью отказались от дистрибьюторов и прочих посредников. Оборудование закупается напрямую у производителей по контрактам жизненного цикла с десятилетней гарантией обслуживания. По завершенным торгам снижение от первоначальных цен составило 44 процента. Отсюда и экономия бюджетных расходов.

Минимальный размер пенсии с городской доплатой – 20 222 рубля 

Главной задачей ближайших лет в сфере социальной защиты является постепенная трансформация классического «собеса» в более гибкую систему, в рамках которой каждый житель Москвы, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, может обратиться в социальные службы, и ему постараются помочь самостоятельно или в кооперации с волонтерами и социально-ориентированными НКО. Мы продолжим реализацию важнейших социальных проектов, начатых до пандемии: открытие клубов для общения пенсионеров «Мой социальный центр», создание системы долгосрочного ухода для одиноких маломобильных граждан.

С первого января минимальный размер пенсий с городской доплатой будет увеличен до 20 222 рублей в месяц. Будут проиндексированы детские пособия и социальные выплаты старшему поколению. После проведения вакцинации будет в полном объеме возобновлено «Московское долголетие».

Приоритеты развития образования

В наших планах на ближайшие годы – значительное расширение проекта «Школа старшеклассников». Учитывая огромную востребованность предпрофессионального обучения, продолжим отбор школ, в которых будут открыты новые инженерные, медицинские и IT классы. Перспективно и открытие медиаклассов для ребят, интересующихся работой в креативной индустрии.

Не менее важной задачей является дальнейшее развитие «Московской электронной школы», пополнение контента, увеличение мощности и функциональности новых сервисов самообучения и проверки знаний. Будем работать над полноценной интеграцией МЭШ с коммерческими образовательными платформами, которые очень быстро продвигаются вперед. Благодаря этому школьники получат доступ к разнообразному и полезному образовательному контенту и смогут включать изученный материал в портфолио личных достижений, которое формирует «Московская электронная школа». И конечно, продолжим массовое строительство школ и детских садов.

Комфортная городская среда – во всех районах города 

В ближайшие годы мы сосредоточимся на реализации ряда крупнейших проектов повышения качества повседневной жизни москвичей. Это завершение реконструкции Московского НПЗ, очистных сооружений в Люберцах и Курьяново, рекультивации закрытых полигонов ТБО, что позволит значительно улучшить экологическую обстановку.

Необходимо максимально энергично продолжать программу реновации, в рамках которой некомфортные микрорайоны пятиэтажек трансформируются в современные кварталы. В ближайшие три года по программе реновации будет построено почти 4 млн кв. метров нового жилья.

В целях комплексного развития города Правительство Москвы значительно, в некоторых случая до 10 раз, повысило размеры платы застройщиков за строительство жилья за пределами Третьего транспортного кольца. Но одновременно мы запустили механизм возврата затраченных средств, если вместе с жильем инвесторы будут строить места приложения труда, торговые центры, офисы, промышленные и социальные объекты, производственные здания. Тем самым мы стимулируем сбалансированное освоение территорий, в рамках которого новые жилые кварталы будут обеспечены новыми рабочими местами и социальной инфраструктурой.

Правительство Москвы продолжит реализацию программы «Мой район». Это позволит создать качественную и комфортную городскую среду во многих районах города. Задача создания качественной городской среды тесно переплетается с вопросами развития транспортной системы. В планах на ближайшие годы – завершение строительства Большой кольцевой линии метро и первого участка новой Троицкой линии, продление метро во Внуково, район Северный и ряд других проектов.  В дополнение к двум первым диаметрам наземного метро будут открыты МЦД 3 «Зеленоград-Раменское», большинство работ будут сделаны по МЦД 4 «Апрелевка-Железнодорожный». Решения приняты, значительная часть объектов находятся в стройке.

К 2023 году 80% парка метро будут составлять вагоны «Москва» и других современных серий, будет полностью обновлен парк городских трамваев, а доля электробусов достигнет почти трети парка наземного транспорта.

Дорожное строительство в ближайшие годы будет сконцентрировано на завершении проектов создания хордовых магистралей в средней части города, дорожного каркаса Новой Москвы и строительства дорог, необходимых для освоения перспективных территорий. Одновременно с учетом уроков пандемии Правительство Москвы будет уделять больше внимания повышению комфорта локальных перемещений горожан пешком или на велосипеде. Развитие местных связей должно быть ориентировано не только на традиционные перемещения «дом-станция метро», но и маршруты «дом-торговый центр», «дом-парк» и другие локации, востребованные жителями и сделанные вместе с ними. Комфорт поездок по городу является важнейшим преимуществом Москвы, который выгодно отличает наш город от многих других мегаполисов. Это результат десяти лет последовательной работы. В следующие годы предстоит сделать не меньше для повышения качества транспортной системы столицы.

Плодотворное сотрудничество Правительства Москвы и Мосгордумы

Коронавирус стал тяжелейшим испытанием для города в целом и для каждого человека в отдельности. Но благодаря самоотверженному труду тысяч людей, крепкой системе здравоохранения, диверсифицированной экономике Москва проходит через это испытание с минимально возможными потерями.

С помощью массовой вакцинации населения мы положим конец распространению заболевания. Но победить болезнь – это лишь половина дела. Не менее важно помочь москвичам и городскому бизнесу преодолеть медицинские, социальные, психологические, экономические и другие негативные последствия пандемии, которые могут быть не менее сложными, чем сама болезнь. Не все зависит от городских властей, но мы должны сделать все от нас зависящее, чтобы вернуть горожанам чувство безопасности, уверенности и комфорта.

Необходимо заново запустить мотор экономического роста, найти подходящую работу всем, кто нуждается в ней.  Надо будет помочь школьникам и учителям вернуться к обычной учебе, реализовать новые проекты повышения качества образования. У пациентов городских больниц и поликлиник должны быть возможности пройти обследование и сделать операции, которые были отложены из-за пандемии, и в дальнейшем получать своевременную и максимально качественную помощь.

Нужно реализовать планы развития транспортной системы, которая сделает город ближе для миллионов людей. Нужно строить новое жилье, благоустраивать сложившиеся кварталы и создавать новые точки притяжения. На улицы и парки должны вернуться праздники и фестивали, которые так полюбились москвичам. Москва должна вновь стать гостеприимным городом, принимающим миллионы гостей со всей России и из зарубежных стран.

Это очень сложные, важные и нужные для москвичей задачи. В их решении и будет заключаться работа Правительства Москвы. Рассчитываем на плодотворное сотрудничество с Московской городской Думой по всем направлениям развития нашего любимого города».

Депутаты Московской городской Думы приняли к сведению отчет Мэра Москвы о результатах деятельности Правительства Москвы, а также решили продолжить координацию действий столичного парламента и Правительства по отмеченным в отчете вопросам.