Депутаты Мосгордумы приняли Закон города Москвы «О бюджете города Москвы на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов»

В ходе рассмотрения во втором чтении в документ были внесены 15 поправок социальной направленности. Большинство изменений инициированы фракцией партии «Единая Россия» и членами депутатского объединения «Моя Москва» с учетом предложений представителей других фракций.

 

Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента финансов города Москвы Елена Зяббарова:

 

«Всего ко второму чтению внесено 205 поправок: 202 поправки от депутатских объединений и депутатов и 3 поправки редактора. Поправок, предлагаемых к принятию – 15. С первой по одиннадцатую поправки внесли фракция партии «Единая Россия» и депутаты Мосгордумы Роман Бабаян, Валерий Головченко, Мария Киселева, Наталия Метлина и Елена Николаева. Они предусматривают увеличение расходов государственной программы «Развитие здравоохранения города Москвы», проектов «Искусство – детям», «Московские библиоцентры» и других.

 

Так, например, на 500 млн рублей предлагается увеличить ассигнования на организацию отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Данная поправка учитывает еще две: поправку № 20 фракции КПРФ и поправку № 177 депутата Михаила Тимонова, которыми также предусмотрено увеличение расходов на мероприятия по организации отдыха и оздоровления детей.

 

Еще 500 млн рублей предложено направить на реализацию комплексных инновационных проектов участниками инновационного кластера. Меры поддержки в сфере инноваций, в том числе предусматривающие компенсацию расходов на НИОКР, востребованы особенно в кризисный период. Субсидии направлены на создание высокотехнологичных производств и высокооплачиваемых рабочих мест, коммерциализацию научных разработок и предпринимательскую активность в научной сфере.

 

Поправка №12 депутата Александра Соловьева предусматривает выделение 13 млн руб. на проведение научно-исследовательской работы в сфере экологии и устойчивого развития города. Три поправки редактора № 13, 14 и 15 сформированы в целях учета поправки № 51 депутата Евгения Бунимовича, поправки № 76 Максима Круглова и поправки № 185 Магомета Яндиева.

 

Неподдержанных поправок 190. Значительная их часть не содержит финансово-экономического обоснования и расчетов по дополнительно запрашиваемым ассигнованиям. 103 предлагают локальные мероприятия на конкретных территориях, 55 из них предусматривают строительство объектов».

 

Как отметила Елена Зяббарова, размещение объектов капитального строительства в городских районах осуществляется на основе разработанной градостроительной документации.  Потребность в конкретных объектах на конкретных территориях определяется отраслевыми органами власти, исполнителями и координаторами госпрограмм, в том числе с учетом предложений жителей, муниципальных депутатов, депутатов Мосгордумы и заявляется в установленном порядке для включения в Адресную инвестиционную программу. Она утверждается постановлением Правительства Москвы, ее финансирование отражается в бюджете. Таким образом, поправки в бюджет не могут изменять АИП.

 

«При работе в течение года над государственными программами координаторы учитывали поступавшие предложения депутатов, жителей, мнения профильных экспертов. Часть совместно отработанных предложений уже нашла отражение в законопроекте, представленном к первому чтению, часть была доработана и представлена в поправках, в том числе с учетом результатов общественного обсуждения законопроекта. Это касается предложений фракции «Единая Россия», представителей депутатского объединения «Моя Москва», фракции КПРФ и ряда отдельных депутатов.

 

В частности, учтены предложения депутатов об установке станции экомониторинга в районе Западное Дегунино, строительстве ФОКов в Головинском районе, районе Выхино-Жулебино, двух поликлиник в районах Раменки и Фили-Давыдково, высадке деревьев у станций метро «Лефортово» и «Авиамоторная». Все поступившие в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению предложения переданы на рассмотрение в органы исполнительной власти и будут проработаны с точки зрения возможностей их реализации, сроков, ресурсов и механизмов», – подчеркнула докладчик.

 

В завершение выступления Елена Зяббарова сообщила, что поддержанные редактором поправки имеют общегородское значение и соответствуют основным приоритетам бюджетной политики города. Увеличивается объем расходов на здравоохранение, культуру, культурное наследие, образование, оказание мер социальной поддержки, решение проблем обманутых дольщиков, предусматриваются дополнительные средства на развитие экономического потенциала города.

 

«Напомню, что и в первоначальном проекте бюджета социальные расходы имели первостепенное значение – их доля в структуре составляла более 56%. В случае принятия поддержанных редактором поправок социальная направленность бюджета усилится еще больше», – заключила руководитель Департамента финансов города Москвы.

 

Председатель комиссии МГД по экономической и социальной политике Людмила Гусева, фракция партии «Единая Россия»:

 

«Подробная информация по всем поступившим поправкам есть в открытом доступе, ознакомиться с ней может каждый желающий, но я бы хотела обратить внимание на следующий аспект.

 

Не будет преувеличением сказать, что в текущем году экономика города испытала небывалую шоковую нагрузку в связи с пандемией коронавирусной инфекции и негативными внешними факторами. В этих условиях определились главные приоритеты: жизнь, здоровье и безопасность москвичей, их социальная поддержка, развитие малого и среднего бизнеса. Представленный законопроект предусматривает увеличение финансирования всех социальных программ, на которые направлено более 56% бюджетных ассигнований. Увеличено финансирование следующих программ: «Столичное здравоохранение» – почти на 12%; «Социальная защита жителей» – на 5%; «Столичное образование» – на 2,6%; «Спорт Москвы» – на 5%; «Жилище» – на 5,3%. Сохранена высокая доля бюджета развития – 38%, что является основой дальнейшего роста экономики города.

 

Очевидно, что бюджет непростой, объемы финансирования государственных программ определены, исходя из принципов предельной достаточности, а вопросы эффективности и адресности расходов приобретают первоочередное значение. В то же время соблюдены все требования бюджетного законодательства, документ удовлетворяет критериям сбалансированности и устойчивости. Все это свидетельствует о крайне ответственном подходе Правительства города к формированию главного финансового документа столицы. Поэтому необходимо еще раз отметить тот факт, что рассматриваемый с учетом принятых поправок проект бюджета города Москвы является социальным, программным, направлен на повышение качества жизни москвичей, обеспечивает дальнейшее развитие экономики Москвы.

 

По законопроекту имеются заключения Государственно-правового управления Аппарата Думы и профильной комиссии МГД: принять поправки редактора и поправки, одобренные редактором к проекту закона города Москвы «О бюджете города Москвы на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов», и не поддерживать поправки, отклоненные редактором».

 

Председатель Контрольно-счетной палаты города Москвы Виктор Двуреченских:

 

«Реализуемые редактором поправки не нарушают сбалансированность бюджета, в целом соответствуют законодательству Российской Федерации и города Москвы. При сокращении средств резервного фонда его объем сохраняется на уровне, позволяющим сформировать условный страховой фонд в случае непредвиденных ситуаций.

 

Коллегия Контрольно-счетной палаты города Москвы поддерживает поправки, внесенные редактором и одобренные им. При рассмотрении других поправок КСП учитывала три важных момента. Первое: бюджет формируется в соответствии с установленными законом требованиями и расходными обязательствами, которые также вытекают из действующего законодательства. Основная же часть поправок не содержит экономические расчеты и оценить обоснованность поступивших предложений сложно, при этом мы обращаем внимание на их противоречивость. Например, внесенными поправками предполагается сокращение объемов резервного фонда на 140 млрд рублей при плановом объеме 73 млрд рублей. При предусмотренном объеме финансирования на 2021 год программы реновации, которая основывается на уже принятых обязательствах в сумме 112 млрд рублей, предлагаемый поправками суммарный объем сокращения составляет 141 млрд рублей.

 

Второе: все фракции Мосгордумы внесли поправки, увеличивающие расходы на социальную политику. Хочу отметить, что не только этим измеряется ее эффективность. При этом считаю важным, что в законопроекте уже запланировано увеличение социальных расходов на 23,5% по сравнению с благополучным 2019 годом. Поэтому запас прочности в этой сфере достаточно высок. Но главное здесь – обеспечение адресности социальной помощи и проработанность инструментов и методов ее реализации. А простое наращивание принимаемых соцобязательств без учета реалий может привести к угрозе их невыполнения перед теми, кто действительно в этом нуждается.

 

Третье: я особо подчеркну, что результатом поддержки реального сектора экономики, малого и среднего бизнеса, продолжения принятой градостроительной политики, по сути, является поддержка людей, работающих в этих отраслях. Она позволит максимально сохранить занятость, обеспечить устойчивость рабочих мест, что особенно актуально в условиях пандемии.

 

В целом Контрольно-счетная палата города Москвы предлагает по результатам рассмотрения поправок принять законопроект о бюджете во втором чтении и в целом».

 

Председатель комиссии МГД по здравоохранению и охране общественного здоровья Лариса Картавцева, фракция партии «Единая Россия»:

 

«Масштабные последствия, вызванные пандемией коронавируса, очевидны, но борьба с пандемией не отменяет развития здравоохранения столицы. Фракцией «Единая Россия» и депутатским объединением «Моя Москва» были внесены 11 поправок, в их числе две поправки об увеличении финансирования на 5 млрд рублей программы капитального ремонта поликлиник и на 1,2 млрд –– расходов на оказание высокотехнологичной помощи. Важность их не вызывает сомнения ни у депутатов, ни у москвичей.

 

Все мы понимаем, что без проведения масштабного капитального ремонта поликлиник путь к оказанию современной первичной медицинской помощи закрыт. Многие медицинские учреждения были построены несколько десятков лет назад, по устаревшим стандартам и планировкам. Там просто невозможно установить и подключить мощное современное оборудование. Снижать заданного на сегодняшний день темпа программы реконструкции мы не должны. Жители очень ждут обновленные поликлиники у себя в районах. Ремонт запланирован в 135 поликлиниках Москвы, в 37 из них уже ведутся ремонтные работы. Первые 11 отремонтированных поликлиник откроются уже в ближайшее время. Увеличение финансирования позволит в полном объеме отремонтировать более 40 поликлиник, расположенных во всех округах города.

 

Если ранее в одной операционной в день проводилось не более двух операций, то сегодня с применением современных высоких технологий проводится до шести. Выделение дополнительных средств на оказание ВМП существенно повысит количество малоинвазивных, менее травматичных операций по различным профилям (по сердечно-сосудистой хирургии можно провести операции 260 пациентам, по онкогематологии – 326 пациентам, по травматологии и ортопедии – 546 пациентам, по трансплантации органов и тканей – 212 пациентам), а также сократит длительность реабилитационного периода пациентов. В таких операциях нуждаются наши жители. Я хочу подчеркнуть, что применение ВМП в конечном счете ведет нас к увеличению средней продолжительности жизни.

 

6,2 млрд рублей – это не просто цифры, а сохраненные жизни и здоровье москвичей. Уверена, что вложенные в развитие здравоохранения дополнительные средства принесут результат и повысят общий уровень оказания медицинской помощи в Москве».

 

Председатель комиссии МГД по культуре и массовым коммуникациям Евгений Герасимов, фракция партии «Единая Россия»:

 

«На 2,5 млрд рублей предлагается увеличить ассигнования по Департаменту культуры города Москвы на 2021 год за счет сокращения объема резервного фонда. Дополнительные средства пойдут на финансирование проекта «Искусство – детям» в части проведения комплексного текущего и капитального ремонта в музыкальных и художественных школах города.

 

За последние несколько лет уже многое сделано. Завершен комплексный текущий ремонт 111 объектов, завершен комплексный капитальный ремонт трех объектов (ДШИ «Юность», ДМШ им. Глиэра и ДШИ «Феникс»), осуществлено благоустройство 8 га прилегающих территорий. До конца текущего года планируется завершить комплексный капитальный ремонт 11 объектов, выполнить локальные работы капитального характера на 6 объектах. Для школ было закуплено 22,4 тыс. комплектов специальной учебной мебели, 5,3 тыс. единиц музыкальных инструментов, 3,1 тыс. единиц технологического и учебного оборудования.

 

Предлагаем продолжить эту работу по ремонту и оснащению городских творческих образовательных организаций современным оборудованием и инструментами».

 

Еще 1 млрд рублей предлагается предусмотреть на проведение ремонтно-реставрационных работ в зрительных залах театров Москвы, а также оснащение их театрально-технологическим оборудованием.

 

«Поправкой было предложено добавить 1 млрд рублей на госпрограмму «Развитие культурно-туристической среды и сохранение культурного наследия» на реставрацию театров», – сообщил Евгений Герасимов.

 

«В 2021 году сохраняется острая потребность в продолжении работ по реставрации с приспособлением к современному использованию и оснащению театрально-технологическим оборудованием еще трех московских центральных театров. В Московском драматическом театре на Малой Бронной предполагается продолжить ремонтно-реставрационные работы, по завершении которых вместимость зрительного зала составит 553 места. По окончании ремонтно-реставрационных работ в Московском государственном театре эстрады вместимость зрительного зала составит 1019 мест.

 

В первом квартале 2021 года планируется начать ремонтно-реставрационные работы в Московском театре «Эрмитаж». После ремонта вместимость трех зрительных залов составит: большого зала – 310 мест, малого зала – 86 мест, репетиционного – 30 мест.

 

После завершения реставрации для москвичей и гостей столицы театры станут «точками» притяжения и вдохновения, получения уникальных впечатлений. Финансирование данного направления предлагается осуществить за счет средств резервного фонда, предусмотренного в бюджете города Москвы», – отметил Евгений Герасимов.

 

Поправка об увеличении расходов на реализацию проекта «Московские библиоцентры» была также рекомендована редактором к принятию Думой.

 

«За счет сокращения объема резервного фонда, предусматриваемого в бюджете города Москвы, было предложено дополнительно профинансировать проект «Московские библиоцентры», – рассказал председатель комиссии Мосгордумы по культуре и массовым коммуникациям. – На эти цели ассигнования увеличат на 500 млн рублей. Средства будут направлены на модернизацию, проведение капитального ремонта и оснащение специализированным оборудованием столичных библиотек.

 

Обновленные пространства библиотек становятся районными центрами притяжения для молодежи и увеличивают их посещаемость».

 

Член комиссии МГД по экономической и социальной политике Ольга Мельникова, фракция партии «Единая Россия»:

 

«На 750 млн рублей предлагается увеличить ассигнования по направлению деятельности Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы на 2021 год. Ресурсы будут направлены на предоставление инвалидам технических средств реабилитации и протезно-ортопедических изделий. Это позволит обеспечить дополнительно более 33 тыс. человек техническими средствами реабилитации как в натуральном выражении, так и путем выплаты компенсации людям за их самостоятельное приобретение.

 

Как и в предыдущие годы, проектными показателями на эти цели на 2021 год департаменту предусмотрены ассигнования в объеме 2 млрд 369 млн 94,1 тыс. рублей. Указанные ресурсы позволяют обеспечить более 100 тыс. инвалидов Москвы техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями. Еще 80 тыс. человек обеспечиваются за счет федерального бюджета.

 

Для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации в полном объеме департаментом ежегодно за счет перераспределения экономии средств, предусмотренных на реализацию других мероприятий программы, изыскиваются дополнительные ассигнования.

 

Дополнительное финансирование, предложенное поправкой, позволит профильному ведомству в плановом и спокойном режиме удовлетворять потребности москвичей с инвалидностью в технических средствах реабилитации и протезно-ортопедических изделиях».

 

Заместитель Председателя Московской городской Думы, руководитель фракции партии «Единая Россия» в Мосгордуме, председатель рабочей группы МГД по развитию креативных индустрий Степан Орлов:

 

«Фракция партии «Единая Россия» и депутатское объединение «Моя Москва» предлагают увеличить на 500 млн рублей ассигнования Департаменту предпринимательства и инновационного развития города Москвы на 2021 год. Наши предложения направлены на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере креативных индустрий.

 

Всего в Москве зарегистрировано 113,7 тыс. юридических лиц, занятых в креативных индустриях. В этой сфере работают 470 тыс. человек. Кроме того, этот сектор в большей степени пострадал от кризисных явлений.

 

Кинематограф, архитектура, дизайн, анимация, издательское дело – эти отрасли становятся важным элементом экономики современного города. В Москве создаются новые предприятия и новые товары. Дизайн-проекты, компьютерные игры, мультфильмы могут выходить на мировые рынки. Необходимо поддержать индустрию. Эти деньги вернутся сторицей в московский бюджет в виде налогов на прибыль и налога на доходы физических лиц».

 

Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, фракция партии «Единая Россия»:

 

«На заседании столичного парламента принят в окончательном чтении бюджет Москвы на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов.

 

Больше месяца в Мосгордуме шла напряженная работа над главным финансовым документом города. Ко второму чтению поступило более 200 поправок. Редактором были поддержаны инициативы фракции партии «Единая Россия», депутатского объединения «Моя Москва», отдельных депутатов. В поправках самого редактора были также учтены предложения наших коллег. По итогам второго чтения увеличены расходы на здравоохранение, социальную поддержку, образование, культуру, строительство и инвестиции, городское хозяйство, волонтерство. В целом расходы столицы в 2021 году составят 3,1 трлн рублей, доходы – 2,6 трлн рублей, размер дефицита – 510 млрд рублей.

 

Принятие бюджета – результат совместной работы депутатов Мосгордумы, Правительства города и москвичей, которые активно участвовали в общественных обсуждениях проекта бюджета на площадке Общественной палаты города Москвы. Именно консолидация всех сил, открытость, готовность к диалогу позволила нам учесть потребности и ожидания жителей столицы. В бюджете города не только сохранились, но и по отдельным направлениям увеличились социальные обязательства перед москвичами. На данный момент каждый третий житель, а это более 4,5 млн человек, получает и будет получать помощь из бюджета столицы в той или иной форме. Продолжают действовать меры поддержки для тех, кто пострадал в период эпидемии.

 

Конечно, главный приоритет 2021 года – развитие здравоохранения. Важнейшими задачами в следующем году остаются обеспечение доступности и качества медицинской помощи по приоритетным направлениям, в том числе реализация мер по борьбе с коронавирусной инфекцией, лечение онкологических и сердечно-сосудистых заболеваний, оказание высокотехнологичной помощи. В Москве уже в эти дни идет вакцинация от COVID-19, на эти цели в следующем году заложено более 10 млрд рублей.

 

Несмотря на сложный период, бюджет Москвы остается бюджетом развития. Столица продолжит реализацию транспортных, инфраструктурных, инновационных проектов. Объективно по ряду направлений прогнозируется снижение доходов, но экономика столицы справляется с трудностями. Уверен, благодаря общим усилиям все оптимистичные прогнозы сбудутся».